skip to Main Content

Количественные 
исследования

Количественные методы исследования – это систематический подход
к сбору и анализу данных, основанный на использовании числовых 
показателей и статистических методов. Они позволяют измерить и количественно оценить явления, процессы и взаимосвязи в изучаемой области.

В то время как качественные исследования помогают «докопаться» до сути, ответить на вопрос «Почему?» и найти глубинные инсайты, 
количественные исследования позволяют ответить на вопросы
«Кто / Сколько?», продемонстрировать результаты в цифрах, собрать метрики, подтвердить или опровергнуть выдвинутые ранее гипотезы.

Основная цель количественных исследований – получить объективные, обобщенные данные, которые можно использовать для принятия обоснованных решений. Они обеспечивают глубокий и точный анализ, позволяющий делать обобщения о большей 
популяции на основе выборочных данных. Для достижения точности результатов и обеспечения низкой статистической погрешности в количественных исследованиях принимают участие большое количество респондентов.

Так, например, в исследовании могут принимать участие 1500 человек в возрасте 25 – 35 лет, проживающих в Москве и Питере. Благодаря грамотно сформированной выборке мы сможем перенести
полученные результаты на всех молодых людей в возрасте 25 – 35 лет, проживающих в Москве и Питере (их явно больше, чем 1500). Статистические методы позволяют легко генерализировать выводы.

Виды и методы
количественных исследований

К основным видам количественных исследований относятся онлайн-
опросы, телефонные опросы, личные формализованные интервью 
(с вариантами ответов), эксперименты, структурированные 
наблюдения (когда наблюдателем фиксируется количество действий по определенному параметру).

Расскажем про самые популярные и часто используемые виды исследований в брендинге:

Онлайн-опрос

Конечно, самым распространенным методом проведения выступает онлайн-опрос. Он позволяет в короткие сроки опросить большое количество человек в разных территориальных точках и собрать необходимый 
пул информации.

Также для снижения временных затрат на поиск респондентов часто используются готовые базы данных людей, готовых пройти опрос. Подобные базы могут предоставить респондентам с совершенно разными, необходимыми вам характеристиками.

Что можно исследовать с помощью онлайн-опросов:

1. Здоровье бренда

С помощью анализа здоровья бренда можно определить позиции бренда на рынке, измерить его узнаваемость, сравнить с позициями конкурентов. Такое исследование необходимо 
проводить с определенной периодичностью, чтобы видеть динамику и принимать верные решения для дальнейшего развития бренда. Также данное исследование позволяет увидеть, кто является целевой аудиторией бренда, составить портрет потребителя.

3. Тестирования

Онлайн-опросы позволяют легко и оперативно проверить на аудитории уже разработанные концепции позиционирования
или дизайна. Для этого респонденту предлагается выбрать из предложенных вариантов тот, который привлекает / отзывается у него больше всего.

Безусловно, потребители не должны при этом разбираться в приемах дизайна или сложных стратегических понятиях. Подобное тестирование направлено на субъективную оценку концепций и то, как эти концепции воспринимаются аудиторией.

Такие тестирования особенно полезны, когда клиенту сложно определиться с выбором, ему кажется, что в каждом из вариантов есть свои плюсы и минусы. Тогда самым верным решением будет спросить тех, кто непосредственно будет покупать товар или пользоваться услугой. Там и таится ответ.

2. Проверка гипотез, выявленных на этапе
качественного исследования

Качественные исследования важны для того, чтобы найти глубинные 
смыслы, инсайты, драйверы и барьеры аудитории. Но, проинтервьюировав 
10 человек, мы, к сожалению, не можем заявлять о том, что наши респонденты отражают всю целевую аудиторию. Мы можем только предполагать, что остальные могут иметь схожие мысли и мнения. 
Именно для подтверждения / опровержения этих идей, гипотезы проверяются на большом количестве опрошенных с помощью количественных исследований.

Подобные исследования часто применяются в нашей работе. 
Они позволяют делать точные выводы и подкреплять «живыми» аргументами выбранные векторы развития бренда без загадочных предположений. Экспертное мнение – это здорово, но иногда его попросту недостаточно.

4. Клик-тесты

Клик-тесты – это разновидность онлайн-опроса, в основе которого лежит интерактивная анкета. Респонденту демонстрируется необходимый материал (текстовое сообщение, рекламный баннер, упаковка продукта и т.д.), и он кликает в те места, которые в первую очередь «зацепили» 
его взгляд.

Также такой тест полезен для анализа продуктовой полки. Респонденту предлагается посмотреть на интерактивный аналог магазинной полки и выбрать те бренды, которые быстрее всего попали в поле его зрения.

Благодаря подобному исследованию можно выявить «триггерные точки» 
и правильным образом доработать текст / дизайн и пр.

Формализованные интервью

Формализованные интервью – это личные face-to-face интервью, которые предполагают опрос потребителей 
и одновременную фиксацию ответов в бланк интервью.
Такие опросы могут проводиться в точках продаж / в местах оказания услуг.

Данный вид интервью подразумевает не открытые вопросы,
как в качественных исследованиях, а конкретные, закрытые, с вариантами ответов. Они могут быть быстрыми, направленными на оценку чего-либо или сбора простой информации о респондентах для определения портрета целевой аудитории. Например, если нам необходимо определить, кто является посетителем кофейни, то мы можем прийти непосредственно в нее и опросить гостей.
Респондента в данном случае как бы случайно «ловят» и просят поучаствовать в исследовании. Конечно, такой способ имеет свои сложности в виде нежелания случайных людей коммуницировать.

Также подобный формат интервью можно использовать при слабой «достижимости» респондентов в онлайн-среде. Например, набрать для большого онлайн-опроса необходимое количество людей, проживающих в жилых комплексах премиум-класса, бывает сложно, поэтому эффективнее проводить очные интервью в формате опроса непосредственно на точках.

Структурированные наблюдения

Также в местах продаж какой-либо продукции или оказания услуг можно проводить наблюдения. Они бывают разные, но, если мы говорим о количественных методах, то это будут структурированные наблюдения.

Это такой вид наблюдения с «подготовкой», когда заранее составляется план его проведения и список отслеживаемых категорий (определенных действий, произнесенных фраз и т.д.). Такой вид исследований позволяет погрузиться в среду 
и посмотреть на процессы изнутри.

Сбор и анализ данных

Сбор данных начинается с определения целевой выборки (репрезентативной группы, отражающей изучаемую популяцию). Затем применяются выбранные инструменты сбора информации (анкеты, тесты, приборы для измерения и т.д.). Важно обеспечить надежность и валидность сбора данных.

На что обратить внимание при
количественных исследованиях

Выборка

Правильный выбор респондентов для исследования имеет первостепенное значение. Выборка должна быть репрезентативной, то есть содержать внутри себя сегменты аудитории в тех же или максимально близких пропорциях, что и в генеральной совокупности. Этот параметр важен как раз для того, чтобы иметь возможность перенести результаты на всю популяцию. Например, если нам важно изучить всех россиян, то внутри выборки должно быть примерно 
54% женщин и 46% мужчин, так как именно такое соотношение наблюдается сегодня в стране. Неправильно подобранная выборка может привести к систематическим ошибкам. Также важно определить оптимальное количество человек в выборке. Для расчета используются специальные калькуляторы, которые могут вычислить минимальное количество респондентов в соответствии с заданными параметрами.

Интерпретация данных

Собрать данные – это только часть работы. Важно грамотно эти данные проанализировать и проинтерпретировать без субъективации. Одна из частых ошибок неопытных аналитиков при большом желании подтвердить свою гипотезу – «подгонять» данные. Например, 
мы видим, что на какой-то вопрос мнения разделились – респондентов из группы 1 набралось 54%, а из группы 2 – 46%. Кончено, так и хочется сделать вывод, что больше тех, кто принадлежит к 1ой группе. Однако, важно понимать, сколько всего респондентов участвовало в опросе, потому что при выборке всего в 300 человек разница между 54% и 46% будет просто незначима, и делать выводы, что первых больше – некорректно.

Точность данных

Точность и достоверность данных критически важны для получения надежных результатов. Любые ошибки в процессе сбора или анализа 
могут исказить результаты исследования и привести к неверным выводам. Так, например, чтобы защитить себя от недобросовестных респондентов, которые проходят опросы просто так, ставя галочки вслепую, важно в анкету внедрять «хитрые» вопросы с такими вариантами ответов, которые позволят «отсеять» таких людей.

Надежность и валидность

Надежность указывает на точность и согласованность результатов, 
в то время как валидность – на то, насколько точно инструмент измерения отражает измеряемый признак, то есть, что именно методика измеряет и насколько хорошо она с этим справляется. 
Обе характеристики важны для обеспечения качества исследования.

Грамотно составленная анкета

Важно, чтобы в анкете не было наводящих вопросов, которые 
как бы направляют респондента к определенному ответу. Также необходимо, чтобы вопросы в анкете чередовались таким образом, чтобы человеку было легко и не скучно на них отвечать.

Ошибки и искажения

В ходе количественных исследований необходимо учитывать потенциальные ошибки, такие как ошибки выборки, ошибки измерения и ошибки анализа. Для минимизации ошибок следует использовать проверенные методики и инструменты.

Стоимость проведения
количественного
исследования

Стоимость количественного исследования складывается из нескольких основных компонентов: разработка дизайна исследования (определение цели, задач, гипотез, выбор методов), разработка инструментария (анкет, тестов), сбор данных (включая работу с респондентами), статистическая обработка и анализ данных, подготовка отчета.

Часто задаваемые вопросы

Конечно, объем выборки зависит от самой задачи и области исследования. Однако, 
мы считаем минимальным порогом в любом исследовании 500 респондентов. Оптимальный объем при условии простой целевой аудитории – 1000-1500 человек.
На таком объеме результаты будут более точными.

Ни в коем случае нельзя нагружать респондента опросом длительностью 20-30 минут. 
Он просто утомится и под конец либо бросит опрос, либо будет отмечать рандомные ответы. Оптимальная длительность 10-15 минут. Почти недостижимый идеал – 5-7 минут.

Все зависит от проводимого исследования и его метода. Если мы берем онлайн-опрос, например, для проверки гипотез качественного исследования, то на разработку дизайна исследования, подготовку анкеты, сбор данных и составление отчета уйдет в среднем 
4-5 недель при условии быстрой обратной связи от клиента.

    Обсудить проект

    Вы можете написать нам на почту или заполнить форму ниже.

    Тема

    Какие услуги вы бы хотели у нас заказать


    максимум 10 мб

    Контакты

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с пользовательским соглашением